Деятели искусства и их творения вызывают восхищение или оставляют равнодушными. Существует много разных стиле и направлений в музыке, живописи и других видах искусства, и каждое произведение либо достигает своей цели, либо нет. Сегодня речь пойдет о картинах Василия Кандинского (1866-1944).
Талант художника не сразу проявился в нем, и далеко не сразу проявилась любовь к абстрактному искусству. Сначала Кандинский изучал юриспруденцию, стал профессором известного Дерптского университета. Но в 30 лет его жизни наступил переломный момент: юрист увлекся живописью. Он долго искал свой стиль (древнерусские мотивы, восточные). Постепенно от четких образов он переходит к абстрактным, ищет единомышленников, организует за границей собственный кружок «Синий всадник». В 1910 г. выходит в свет его книга «О духовном в искусстве».
Цвет в работах Кандинского
Абстрактные картины могут показаться полной безвкусицей, лишенной всякого смысла. Однако художники-абстракционисты на первый план выводили не фотографическую точность предметов, а их свойства и качества, передаваемые через цвет и форму. Так, красный цвет вызывает беспокойство, человек не может долго на него смотреть и ищет успокоения. Находит в синем цвете и зеленом. Так, рождается потрясение духа, которое, в свою очередь, порождает краски души. Иными словами, по мнению Василия Кандинского, цель искусства, задача картины, если это «хорошая» картина, – влиять на душу человека, препятствовать ее огрублению, делать человека более духовным (одухотворенным) существом. Оранжевый цвет – сила, которая рождает в созерцателе богатство его бытия.
Форма
Художник уделял большое внимание форме (квадратной, круглой, треугольной), которые вместе с краской по особому звучали, в зависимости от размера (увеличены, уменьшены) и их сдвинутости в пространстве. Так, в картине Андрея Рублева хорошо виден треугольник, вершина которого выходит за рамки полотна. И это вызывает чувство умиротворенности, покоя, равновесия.
Духовность в искусстве
Каждое произведение искусства должно быть создано с определенной целью, полагал Василий Кандинский, даже если это – художественное подражание явлениям природы. Каждый художник – это творец, который должен выразить свой внутренний мир. «Хорошая» картина – та, что не только влияет на человека, но и живет своей внутренней жизнью. Она должна быть живым существом, который исчезнет, если попытаться что-то в нем изменить.
Искусство цвета и формы, живопись не являются бессмысленным созиданием полотен. У него есть определенная цель – служить духовности человека, «движению треугольника вверх». И если она не выполняет эту задачу становится пустой, ибо, как полагал Василий Кандинский, нет другой силы, способной заменить силу искусства.
Душа и искусство тесно связаны, они взаимодействуют и взаимосовершенствуются. Когда душа «одурманивается» материализмом, она полагает, что искусство существует для искусства, отказывая ему в созидательной функции, служению особой цели. Посмотрите на работы Василия Кандинского. В каждой из них увидите душу художника, почувствуете силу его творений.
Купить книгу Василия Кандинского
Посмотрите видео!
Поделиться: