Искусство ораторской речи – знания и навыки, которые помогают привлечь внимание аудитории и сделать выступление запоминающимся. Джеймс Хьюмс им владеет в совершенстве. В книге «Секреты великих ораторов…» он рассказывает, как должен выглядеть и что должен говорить человек, выступающий перед публикой, если он желает добиться невероятного успеха. Отдельные приемы рассмотрим в данной статье.
Внешний вид
Многим известна пословица «По одежке встречают…». Помнить ее должны и те, кто выступает перед публикой. Как отмечает Джеймс Хьюмс, образ оратора должен быть продуманным, но не броским. Аудитория всё-таки должна слушать речь, а не разглядывать одежду и аксессуары спикера. Примером для подражания могут и должны стать известные личности: Уинстон Черчилль, Сайрус Вэнс, Маргарет Тэттчер, Элизабет Доул.
Так, по мнению автора, мужчине лучше подбирать серый или темно-серый костюм, обычный галстук (не бабочка!), кожаные туфли (на замшевые!) черного или темно-коричневого цвета и белую или голубую классическую рубашку. На женщине должна быть одежда простого кроя (насыщенные цвета в сочетании с пастельными), аксессуары (в меру!), обувь темного цвета, естественный макияж, элегантная прическа.
Как пишет автор книги по ораторскому искусству, у каждого должен быть обязательный запоминающийся атрибут: галстук редкого цвета, значок в петлице и др. Например, образ Сталина завершала трубка, Линкольна невозможно представить без цилиндра, а Маргарет Тэтчер – без ее сумки.
Речь. Яркое начало
Джеймс Хьюмс советует начать выступление с паузы (осмотрите аудитории, выберите одного из слушателей и посмотрите ему в глаза). Так вы сможете привлечь внимание публики. Следующий шаг – важная, запоминающая фраза. От нее зависит, будут ли слушатели заинтересованы той информацией, что вы намерены ей преподнести.
Затем – яркое начало. И это может быть афоризм, анекдот, история из жизни или новость, которая еще никто не слышал. Но рассказывайте о том, что вам хорошо известно и придайте этой информации наибольшую правдоподобность. Например, используйте выражения не «Один человек…», а «Одна учительница из моего родного города…». Если боитесь что-то забыть, ключевые фразы запишите на маленькие листки бумаги.
Главная мысль
Не потеряйте главную мысль вашего выступления. При подготовке запишите ее, а затем дополните некоторыми подробностями, цитатами или примерами из жизни. И помните о стилистике: речь на дружеском вечере и речь на заседании парламента – это не одно и то же.
Краткость
«Краткость – сестра таланта», – говорил А.П. Чехов. Джеймс Хьюмс приводит иное выражение: «Меньше – значит, лучше». Не утомляйте слушателей длинными речами. Уложитесь в 5 минут, но успейте сказать самое главное. Лучше говорить коротко, чем скучно.
Статистика
Если приводите статистические данные, округляйте числа до целого и не «засоряйте» ими выступление. Публика всё равно запомнит лишь пару цифр. Выберите самые яркие примеры. Употребляйте выражения, например, «один из пяти» вместо «21,5%».
Приемы ораторского искусства разнообразны. Уместны ли острые шутки? Как правильно сделать презентацию, и нужна ли она вообще? Насколько важны тропы и фигуры речи? Ответы на эти вопросы найдете в книге Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов…». Обязательно прочтите ее! Она поможет сделать обычное выступление незабываемым.
Купить книгу Джеймса Хьюмса
Поделиться: